Храм Вознесения Господня -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

О нашем храме

Фото из архивов немецко-фашистских захватчиков.

 

Местная история и ее памятники - это момент, который притягивает сердце всякого к его родине. Местный житель, кто бы он ни был, слушая рассказы об отдаленной старине своего края, проникает горячим к нему уважением и любовью. Все в мире становится историей, близким или незапамятным прошлым: слова, дела, войны, постройки. Незаметно исчезают поколения, уже никого нет из современников той эпохи, которая вчера еще казалась была вечной, полновластной. Наших дедов-казаков мы не видели и никогда не увидим - так уж устроена человеческая жизнь. Но они нам дороги. Как же мы можем не помнить о них, не знать их, как же мы можем быть им не благодарны, если они дали нам драгоценный и неповторимый дар жизни. Благодаря им мы живем, радуемся жизни. Какими они были? Они были казаками, чем очень гордились. Они создали своими трудами нашу Родину-Россию. С оружием в руках они отстояли ее. Они прожили нелегкую, трудную жизнь. Мы ходим по станице Пластуновской и редко радуемся тому, что чуть более 200 лет назад, на этом месте росли деревья, не было жилых построек, было безлюдно. А сегодня мы живем в благоустроенной станице, любуемся ее достопримечательностями, одной из которых является Свято-Вознесенский храм, расположенный на пересечении главных дорог: улицы Красной и улицы Мира. Полюбуйтесь его богатым фасадом, высокими стенами, чудесными куполами. Одновременно строгое и праздничное здание остается в памяти каждого, видевшего эту дивную постройку. Но наш рассказ не только об истории Свято-Вознесенского храма, но и основании станицы Пластуновской, о строительстве первой деревянной церкви, о развитии образовании, о роли православного христианства в жизни казаков, переселившихся на Кубань, обживших и обустроивших этот замечательный край. В своем реферате мы использовали данные из книг кубанских авторов, список которых прилагается в конце реферата, некоторые сведения, полученные из фондов ГАКК, а также устные предания, сбереженные памятью любознательных станичников. Я очень люблю рисовать и поэтому иллюстрировала события, изложенные в реферате, своими рисунками. Все мы горячо любим Родину. С детских лет человеку близко и дорого место, где он родился, рос, учился и сделал первые шаги в самостоятельную жизнь. Для меня это Пластуновская, ничем не приметная кубанская станица, на юго-западной ее окраине, у берега реки Кочеты есть родник. Народная молва утверждает, что из него испил воды великий русский полководец А.В.Суворов, когда проходил по этим местам со своим войском. Однажды вышел он на рассвете на берег реки и спросил у своего адъютанта, как называется эта речка. Посмотрел адъютант в свою карту и ответил: "Никак". В это время и прозвучало - "Ку-ка-ре-ку!". Один раз, другой, третий. Суворов улыбнулся и сказал: "Никак зачеркнуть, а назвать Кочетами". С тех пор и называют нашу речку "Кочеты". Станичный скульптор Николай Антонович Малюк построил на месте родника арку, украсил ее кочетом. Сделал ступеньки,по которым легко сойти к родниковой воде. Пластуновцы любят это место. Сюда приезжают свадебные кортежи, здесь часто отдыхают жители станицы, приходят сюда школьники, считая знаменитый родник ее началом. Станица Пластуновская - это наша Родина, здесь мы родились и выросли, здесь прожили жизнь наши деды и отцы. Мы должны знать историю станицы, чтобы через годы смогли рассказать своим детям и внукам о ее далеком прошлом.

История станицы Пластуновской тесно связана с периодом так называемой военно-казачьей колонизацией края. В конце 18 века Россия дважды воевала с Турцией и по условиям Ясского мирного договора 1791 г., закрепила за собой земли Северного Причерноморья, Приазовья и Кубани. В этих войнах активное участие принимало войско запорожских казаков, переименованные в Черноморское. За военные заслуги перед Россией, 30 июня 1792 года Екатерина 2 пожаловала Черноморскому войску земли, лежащие по правую сторону реки Кубани, для постоянного места жительства. Под руководством казачьих старшин - войскового полковника Савви Белого, кошевого атамана Захария Чепеги, войскового судьи Антона Головатого казаки-черноморцы переселились на Кубань. В 1793 году, на правом берегу реки, в Коросунском Куте, был основан город Екатеринодар, в котором была построена крепость, а в середине поставлена Свято-Троицкая походная церковь. В 1794 году в степной части Кубани началось размежевание земли между 40 куренями-поселениями, которые позже стали называться станицами. В их числе был и курень Пластуновский.

Когда Черноморцы получили известие о пожаловании Екатериной 2 земель на Кубани и стали готовиться к переселению, войсковой судья Антон Головатый, как ревностный христианин, приказал всем казакам-переселенцам говеть в наступивший Великий пост, исповедаться и приобщиться Святых Тайн, чтобы чистыми и непорочными, без грехов, идти на вновь пожалованную землю. Архиепископом Екатеринословским был отслужен торжественный напутственный молебен, после чего войско выступило в путь на Кубань. С ним отправлялся и войсковой протоирей Роман Порохня.

Идя на Кубань оберегать русские границы, черноморцы унаседовали девиз запорожцев: бороться за Веру, Отечество и Народ. "Черноморские казаки, занявшие край, принесли с собой христианскую религию и обычаи и должны были заново строить храмы, обители и обзаводиться духовенством" - писал А.Ф.Щербина.

Казаки первые вступили на землю, где не було ни одной церкви и ни одного священника. Войсковой судья Антон Головатый в 1793 году заложил в Тамани церковь Святые Покровы, ставшую самым первым казачьим храмом в области войска Черноморского. Расположенная в центре Екатеринодара церковь во имя Святой Троицы была построена из белой парусины с иконостасом, писанном на холсте. А в прочих казачьих поселениях, черноморцы сами строили церковь и молитвенные дома, собирая для этого деньги из добровольных пожертвований".

В донесении черноморского правительства войсковому атаману Т.Котляревскому 16 декабря 1797 года сообщалось о 23 построенных и строящихся церквях. В списке церквей и священников значится, что в курене Пластуновском есть церковь Вознесения Господня а священником при ней является Иван Андреевский. С каждым годом увеличивалось число церквей и священников в войске Черноморском. В 1799 году закончилось строительство 16 храмов и строилось еще 9. По всей видимости строился и в Курене Пластуновском, т.к. в одном из архивных документов указывается, что церковь "устроена в 1802 г."

Переселившись на новые земли казаки старались уйти в глубь степей подальше от Кубани и черкесов, которые крайне настороженно относились к заселению станиц. Из 40 куреней на Кубани были оставлены только Пашковский, Тимошевский, Роговский, Васюринский, Корсунский и Пластуновский курени.

Вскоре началась война с закубанскими горцами и курень Пластуновский стал подвергаться частым нападениям со стороны черкесов. В начале сентября 1807 года более 500 горцев с турецкими знаменами напали на Пластуновский и соседний с ним Корсунский курень, нобыли отброшены казаками за Кубань. Бежавшие горцы на месте сражения оставили 30 человек убитыми и 5 лошадей. Через несколько дней, 23 сентября 1807 года, черкесы в количестве 4000 тыс. человек пытались вновь напасть на Пластуновский курень, но их вовремя заметили дозорные казаки.

Постоянные столкновения с черкесами пластуновских казаков просить областного атамана генерал-майора Бурсака Ф.Я. переселиться подальше от рубежа, т.к. невозможно было в таких условиях заниматься земледелием, скотоводством, обживать и осваивать новые земли. Благодаря историку Ф.А.Щербине мы знаем, что 9 ноября 1807 года герцок Дюк де Решелье, начальник Новороссийский, которому был административно подчинен Бурсак, разрешил казакам куреня Пластуновского переселиться на новое место. Таким образом пластуновцы с реки Кубань переселились в степную часть Черномории и обосновались на новом месте, на реке Кочеты. Ф.А.Щербина утверждает, что курень Пластуновский оставался на старом месте, по соседству с Корсунским куренем, до 1810 года. Мы не знаем, в каком году казаки Пластуновского куреня переселились на реку Кочеты, но можно сделать предположение, когда это произошло. В одном из документов, который хранится в ГАКК, говорится, что станица устроена в 1809 году, а в другом - что "устроена в 1814 г.".

Многие станицы несколько раз были переселены на другие места, потому что неудачно их выбирали.

Думаем, что эта же участь постигла и пластуновцев, которые получив официальное разрешение на переселение, вновь неудачно выбрали место для основания станицы (1809 г) и лишь потом, окончательно, поселились на реке Кочеты (1814 г.). Косвенным доказательством этого предложения является строительство церкви в курене Пластуновском в 1816 году, т.е. в скором времени после поселения на новом месте и вместе с тем прошло время, необходимое для такой постройки. Строительство храмов было для казаков делом особым. Строили церковь всем миром. Причем трудно найти в станицах похожие друг на друга церкви. Одна красивее другой. На постройку церквей богатые казаки делали щедрые пожертвования, да и казаки победнее не жалели денег т.к. были людьми глубоковерующими. В 1816 году в нашей станице была построена деревянная церковь "во имя Вознесения господня" с отдельною на столбах колокольнею, на ее строительство была затрачена сумма 2000 рублей серебром. Не забыли казаки на новых землях своих религиозных традиций и делами подтверждали верность православию. Строго соблюдали черноморцы войсковые праздники. Каждый год, на второй день Святой Пасхи выносились из войскового Воскресенского собора города Екатеринодара построенного в 1803 (1807) на военный парад и войсковой круг все священные казачьи религии. Провожая в военный поход, благославляя воинов иконой Спаса Нерукотворного. Поминали в станичных церквях имена воинов-станичников, погибших на поле боя. Войсковое духовенство представляло собой обособленную группу, во главе которой стоял войсковой протоирей. Сначала им был Порохня, затем Куницкий, после которого широко образованный, прославившийся своей просветительской деятельностью Кирилл Васильевич Россинский. Он всю свою недолгую жизнь посвятил благородному делу - просвещению казачества, т.к. черноморцы, наследники запорожской Сечи, переселяясь на Кубань, в основном были неграмотными. Ни школ, ни учителей у черноморцев не было, а потому не только казачьи дети, но даже дети офицеров нигде не учились и вырастали неграмотными. Для обучения казачьих детей грамоте Войсковой атаман Бурсак пригласил в 1803 году из Московского университета студента Иваненко и гимназиста Полякова, которые и явились первыми учителями в Черномории. В 1803 году в Екатеринодаре была открыта первая школа, где дети казаков обучались церковнословянской грамоте. В описи квартир, составленной поручиком Жеребцовым, значится, что "в январе 1794 года в курене Пластуновском была уже хата и тут же школа у церковных причетчиков". С именем протоирея Кирилла Россинского связано и развитие образования в станицы Пластуновской. В январе 1818 года он стал добиваться у войсковой администрации открытия новых школ. По его инициативе, в 1819 году в десяти куренях были образованы приходские училища в том числе и в Пластуновском. Сведения о развитии образования в нашей станице в период между 1819 и 1875 гг. очень скудны. В 1875 году в Пластуновской был один учитель и 3 ученика. В 1890 году было открыто мужское училище, в котором обучалось 64 ученика. Вскоре открывается сельское начальное училище "почетным блюстителем" которого был купец Рябоконь, законоучителем священник Г.Бойко, учителем Тимофей Семейкин. Была также открыта церковно-приходская школа, руководил которой Т.Сергиев. Преподаватели должны были знать Закон Божий, знание молитв, священную историю Ветхого и Нового Завета.

Кирилл Россинский, бесспорно, был крупнейшей личностью на Кубани тех лет. Он нередко отказывался от зарплаты в пользу бедных. В его доме, находившемся при духовном училище, всегда жило несколько сирот, для которых он был и родным отцом и наставником. Он умер 12 декабря 1825 года, прожив всего 51 год. После смерти Россинского на Кубани больше не было таких деятелей.

Ввиду того, что в Черноморском войске не хватало священников и многие казаки умирали без исповеди, а новорожденные дети оставались по нескольку месяцев некрещенными, казаки из своей среды избирали грамотных казаков и просили епископа Феодосийского, посвятить их в сан священника. Если казаки оказывались неподготовленными, епископ Феодосийский отсылал их обратно к Войсковому протоирею для подготовки, а подготовленных посвящал в сан священника. Шло время. Пластуновская деревянная церковь, построенная в 1816 году обветшала и казаки решили ее реконструировать. В 1852 году с разрешения Епархиального начальства под деревянную постройку был подведен фундамент и сделана новая крыша. На эти работы была затрачена сумма в 3000 рублей, которую собрали сами селяне. В 1870 году было принято решение о строительстве кирпичного храма с приделом во имя святого Мефодия Потарского. Сердцем нашей станицы по праву зовется Свято-Вознесенский храм. Это величественное каменное сооружение - святыня народа и живой памятник русской истории. Свято-Вознесенский храм сооружен в виде креста, завершают его, стремясь в небо, пять куполов - четыре малых и один большой, что олицетворяет Иисуса Христа и четырех евангелистов. Воздвигали храм на средства и пожертвования жителей станицы по проекту Маберга. Историю строительства нашей церкви, исторические события связанные с ней, удалось восстановить на основе воспоминаний пожилых людей, которые в свою очередь, слышали ее от своих бабушек и дедушек. Много правдоподобного в этих рассказах, но и много вымысла. Храм был заложен в 1889 году. Десять долгих лет длилось строительство и закончилось в 1899 году его освящением в честь Вознесения Господня. Строительство, как уже было сказано, осуществлялось на пожертвования людей. Добровольно жители станицы сдавали скот, хлеб, продукты. Все это вывозилось на базар, а на вырученные деньги покупали строительный материал. Место, где построен храм, выбрано обдуманно. Именно на возвышенности он воздвигнут. Его видно со всех сторон, за несколько километров он выделяется на фоне неба, синеет своими малыми куполами, а главный купол блестит позолотой. После Октябрьской революции 1917 года Свято-Вознесенский храм был закрыт. Новая власть пыталась искоренить религию, воспитать нового человека на новых принципах. В храме был устроен зерносклад. Страшно подумать, что наше поколение, могло и не увидеть Вознесенскую церковь, потому что ее пытались взорвать в 1933 году. Как не увидин больше никто Храм Спасителя в Москве, построенный в честь победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Это был памятник любви и верности русского народа своему Отечеству, памятник воинской славы, воздвигнутый на деньги, собранные народом. Разрушение храма Христа Спасителя - проявление бессмысленной жестокости по отношению к памяти, неуважение к прошлому родной земли, к нашим предкам, отстоявшим в 1812 году независимость отечества. Зимой 1931 года, один из главных соратников Сталина, Лазарь Каганович, повернул рукоятку взрывного устройства…

В 30-е годы взрывали храмы по всей России, пытались взорвать и наш храм. Под главную арку был заложен динамит, последовал взрыв страшной силы. Но был разрушен только главный вход, сам храм даже не пошатнулся. Когда вторично заложили динамит, как говорит легенда, из церкви донесся плач. Обследовали все уголки здания, но ничего не нашли. Попытка взорвать храм закончилась тем, что жители станицы, услышав плач, не дали взорвать церковь. Люди говорили, что это плачет Божья Матерь. Большую роль в защите храма сыграл священник Григорий Бойко, который не позволил его взорвать.

Это стихотворение из книги В.Бардадился, словно о нашем храме, безумной попытке его взорвать:

В тиши глубокой, в храме

Сиял иконостас

Не тронутый врагами

В лихой разбойный час:

Как будто сам Спаситель

Защитник казаков,

Не допустил в обитель

Орду еретиков

Легли враги рядами

У неприступных стен,

Сраженные ветрами

Казачьих пуль и стрел.

Бежал как вор пришелец

И гром пальбы затих

И написал умелец

Два образа святых:

Стоит в доспехах бранных

Муж славный Гавриил

И рядом воин храбрый -

Архангел Михаил.

Как душу, мысль живую

Художник в лик вложил:

Не сокрутить святую

Твердыню русских сил!

Благодаря исторической справке Московского патриархата нам известно, что церковные документы в Вознесенском храме хранятся с 1797 года. Церковь имела 215 десятин земли, кружечный доход притча в 1909 году составил 7427 рублей. Состав притча с 1901 года состоял из 3-х священников, одного диакона и 3-х псаломщиков. Капитал притча составил 200 рублей. При церкви находилась церковно-приходская школа, помещенная в новом кирпичном здании, стоимостью 4008 рублей, а при ней помощник учителя с жалованием 240 рублей от церкви. В Пластуновской насчитывалость 1400 дворов, население станицы составляло 11101 человек. В 1909 году родилось 664, а умерло 310 человек, было заключено 126 браков. В 1899 году священниками в Вознесенской церкви были Тимофей Потапович Сергиев и Георгий Георгиевич Бойко. Первый в тоже время был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы. До 1917 года "благочиных" священников в станице было трое: Филипп Лавриенко, Евгений Кондратов и Георгий Бойко. По воспоминаниям старожила станицы Пластуновской Колодий Д.Ф., ныне покойного, в годы первой русской революции (1905-1907гг.) имело место выступление казаков против властей. Заводилы и активные участники этого выступления были сосланы на строительство КВЖД (Китайской Восточной железной дороги), а остальные в церковные праздники отмаливали свои грехи в церкви в течении года. В годы 1 мировой войны 1914-1918 гг. на фронте воевали и казаки станицы Пластуновской. В Динском районном музее хранится фотография, на которой запечатлены казаки нашей станицы перед отправкой на фронт.

Как мы уже говорили, в 1933 году после смерти отца Георгия Бойко приход был закрыт. Лишь в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, когда власть допустила послабление к верующим, в храме возобновили Богослужения. Священником в то время был Павел Ревнивцев. Часто менялись служители храма. Несколько лет молились с прихожанами Свято-Вознесенского храма отец Виктор и матушка Конкордия, которые похоронены на станичном кладбище. На протяжении последних 18 лет, с 1982 года настоятелем храма является протоирей Сергий Максимец. За годы его служения в приходе произошли большие перемены. Вокруг церкви поставлена церковная ограда, благоустроилась территория, значительно увеличилось число прихожан и не только за счет людей пожилого возраста. Отец Сергий частый гость станичных школ. Он каждый год, 1 сентября приходит в среднюю школу № 6 и благославляет ребят на "тяжкий, но благородный труд". Речь его проста, понятна и убедительна. Также в конце года он встречается с выпускниками нашей школы, отвечает на их вопросы. Встречи проходят интересно и увлекательно. В непростой период возрождения казачества на отца Сергия легла ответственность войскового священника Динского районного казачества. Он нам и рассказал о современном состоянии храма и его достопримечательностях. В храме имеется множество святынь. Одна из них - уникальная икона Владимирской Божией Матери (16 век), принесенная казаками - пластунами для основания станицы и церкви. Икона великомученника и целителя Пантелеймона была привезена казаками-пластунами из паломнической поездки на святую гору Афон (Греция). На обратной стороне иконы сохранилась надпись, что освещение совершено на святой горе Афон в русском Свято-Пантелеймоновом монастыре в 1881 году. Икона 3-х святителей, середины 19 века, фрежского письма с позолотой, необычайной овальной формы, находится в алтаре. Очень много икон, написанных неизвестным художником на металле (нач.19 в.) с изображением ветхозаветных пророков, апостолов. Наряду с иконами в храме бережно хранятся частицы мощей святых угодников. Прекрасным украшением храма является старинный иконостас-резной,трехъярусный, позолоченный, Его венчает икона Господа Вседержителя (Пантократ). Иконостас привез в 1957 году из одной закрытой церкви Киева Отец Николай Баранов, который был настоятелем храма с 1955 по 1959 гг. Однажды он увидел, как из местного храма выносили по частям разобранный иконостас на площадь, что бы сжечь. Но был сильный ветер и зажечь его не удалось. Ранним утром отец Николай погрузил иконостас в контейнер и на свои собственные средства доставил это произведение искусства с станицу Пластуновскую. Так благодаря отцу Николаю иконостас стал украшением Свято-Вознесенского храма.

В 1999 году была написана и пожертвована икона Вознесения Господня, которая находится в иконостасе. В связи со столетием храма, при материальной поддержке губернатора Краснодарского края Н.И.Кондратенко были проведены реставрационные работы как внутри храма, так и снаружи. Главной из них являлось украшение храма позолоченным куполом, увенчанным величественным надкупольным крестом. В период подготовки к юбилею храм был респисан кубанским иконописцем В.С.Сухоруковым. Его кисти принадлежит панорамная икона Покрова Божией матери, написанная в 1985 году на пожертвования станичников. С севера оконный проем украшен пластуновским мастером Н.С.Бондаренко.