Храм Вознесения Господня - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповеди и лекции

Библейские и Церковные заповеди

Священник храма Рождества Иоанна Предтечи Олег (Стеняев Олег Викторович) родился в 1961 г. в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил школу рабочей молодежи. Работал на заводе токарем-расточником. Служил в армии. 1 г. был чтецом в церкви. 2 г. поступил в Московскую Духовную семинарию. После окончания семинарии служил дьяконом в Тамбовской, Ивановской и Московской епархиях. 4 г. был рукоположен в священники. 4 г. служил иереем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Ордынке. С того же времени возглавляет Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий. В настоящее время председатель редакционного совета газеты «Миссионерское обозрение» 

Почему именно Православие?

Видеолекция протоиерея Олега Стеняева.

 

О добре истинном и ложном

 

Религиовед, преподаватель Московской духовной академии, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви Юрий Валерьевич Максимов.

Духовные и психологические причины алкоголизма

Протоиерей Илья Шугаев в Лектории миссионерской службы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Студия “Обитель”.

О страхе Божием

Лекция настоятеля Михаило-Архангельской церкви, кандидата богословских наук, протоиерея Вячеслава Тулупова в Духовно-Просветительском Центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры “Тема очень спасительная, как говорят в народе, потому что каждый с детства знает или с того момента, как он пришел к вере, что «Начало мудрости – страх Господень» ()”.

 

Евангелие и кибернетика. Духовность и интеллект

Лекция академика, доктора технических наук, профессора Обухова Вадима Евгеньевича, в которой ведущий научный сотрудник Кибернетического Центра Национальной Академии Наук Украины 11 мая 2009 года продемонстрировал студентам Киевской Духовной Академии и Семинарии возможность трактовки основных богословских положений языком информатики и кибернетики.Фильм-лекция «Евангелие и кибернетика. Духовность и интеллект» будет интересен всем, кто ищет веру, Божественную Истину и желает утвердиться в ней, опираясь на научно-рациональное обоснование религиозных положений.

В лекции рассматривается простейшая кибернетическая модель «БОГ – ЧЕЛОВЕК – МИР», иллюстрирующая Божественные Законы управления человеком и миром, рассматривается духовная природа человека, функциональные взаимосвязи души и плоти, раскрываются искажающие действия греха, противодействия дьявола и мн. др.

Функциональный процесс искусственного интеллекта (искусственный разум – логическая структура – электронная информация) представлен как сравнительный образ мышления человека (ум – слово – дух) и как слабое отражение взаимосвязей Пресвятой Троицы (Отец – Сын – Дух Святой).

Рассматривается процесс спасения человека при воздействии Трех Лиц (Ипостасей) Пресвятой Животворящей Единосущной и Нераздельной Троицы. Даны разграничения и определения духовности и интеллекта в человеке и обществе на основе современных достижений по изучению функций правого и левого полушарий головного мозга человека с привлечением научных методов кибернетики и информатики.

В лекции приведены высказывания святителей Игнатия Брянчанинова, Луки Войно-Ясенецкого, физика Макса Планка – лауреата Нобелевской премии, автора квантовой теории и др., о необходимости взаимосвязи и союзе религии и науки. Не противопоставление, а их взаимное обогащение – есть новая фаза в развитии научно-богословской мысли, позволяющая в рационально-образном представлении осмыслить во взаимосвязи тайны временной земной и Вечной жизни.

Часто одним из аргументов против использования рациональных методов точной науки в обосновании религиозных положений выдвигается несовершенство науки. Действительно, некоторые естественные законы, открываемые человеку по воле Божией, часто уточняются, но это положение не отменяет тех законов, в соответствии с которыми строится и развивается мировая цивилизация.

Этот процесс можно уподобить связи Ветхого и Нового Заветов. Иисус Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить Законы или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. гл.5, ст. 17). Новым Заветом не отвергается Ветхий. Христос ставит Свои Новые Законы в генетическую связь с прежними. Это хорошо выражено Спасителем в притче о семени: «…сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе».

Но почему Церковь так осторожно относится к науке? Этому есть определенное обоснование. Нередко использование науки в религиозных целях приводит к искажению Божественной Истины. Это в христианстве названо ересью. Нередко в своих «научных изысканиях» и необузданной свободе мышления «ученых» заносит так далеко от Истины, в такие гипотетические, абстрактные и недоказуемые «дебри», которые и порождают ереси с отклонением или искажением Божественных Законов. Ученые в своих религиозных исследованиях обязаны обладать определенной благоразумной мерой или «сдерживающей уздой». Эта мера должна определяться не только здравым смыслом, но и «рамками» учения Святого Писания и Святого Предания, Богодухновенность и Истинность, которых утверждена веками. Данная лекция и посвящена богословским исследованием религиозных положений в «рамках» этих Источников, сопоставляемых с методами современных универсальных наук – кибернетики и информатики, изучающих функциональные процессы управления и принятия решений на основе логической обработки различной информации в технических системах, живых организмах, социальных сообществах и гуманитарных науках.

Об авторе: Обухов Вадим Евгеньевич: Академик, доктор технических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Кибернетического Центра Национальной Академии Наук Украины. Окончил Киевское Высшее Военно-инженерное радиотехническое училище и адьюнктуру. Служил в ракетных войсках. Преподавал на кафедре «Военной кибернетики и вычислительной техники» этого же училища. Работал в аппарате Президиума Национальной Академии Наук Украины. Автор книг: «Законы Евангелия и законы кибернетики» и «Истинность Православия: научный взгляд». В настоящее время – академик-секретарь «Отделения теологии, философии и информатики» Международной академии компьютерных наук и систем.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Ответы на вопросы о духовной жизни.

Архимандрит Рафаил (Карелин), выдающийся богослов, апологет Православия, является клириком Грузинской Православной Церкви. Отец Рафаил – один из наиболее самобытных церковных писателей наших дней, автор книг “Тайна спасения”, “Путь христианина”, “Умение умирать или Искусство жить”, “В поисках истины” и многих других.
Ответы на вопросы:
- Не приведёт ли память смертная к пессимизму?
- Как стяжать память смертную?
- Как избежать греха пустословия?
- Что питает благоговейные чувства к Богу , а что уничтожает?
- Что делать человеку , который разочаровался в духовной жизни , как оживить её?
- Насколько полезно знать промысел Божий?
- Как узнать Волю Божию и как ей руководствоваться в своей жизни?
- Что необходимо неверующему человеку , чтобы проснуться от греховного сна?
- Чем отличаются подлинные страдания от ложных?
- Как не дать возобладать душевным чувствам над духовным?
- В чём можно доверять своим чувствам , а в чём нет?
- Как обрести смирение?
- Что вы думаете об эвтаназии?
- Что такое призвание к монашеству , как его достич и возможно ли это?
- В чём разница между внутренней и внешней молитвой?
- Какая опасность может подстерегать непрестанно молящегося человека?
- Может ли духовный отец ошибаться?
- Внешний и внутренний подвиг современного христианина?
- От чего бывает тоска?
- Какой путь лучше монашеский или мирской?
- Как руководствоваться в духовной жизни при оскудении духоносных отцов?
- Вопрос о кремации?
- Как определить основную стасть человека и как бороться со страстью гнева?
- Правильное отношение к милостыне?
- Надо ли вступать в спор с людьми?
- Может ли человек не чувствовать действие страсти?
- Что такое умное делание?
- Что мешает духовной жизни и возрастанию в ней?

Учение об отношении веры и разума (В.П. Лега)

“Неверие стало главенствующим фактором в мире. Современный, так называемый цивилизованный человек считает зазорным принимать что-либо просто на веру, без проверки разумом. Вера уходит из жизни людей, и вполне понятна обратная реакция некоторых христиан – во всем виноват разум, а атеизм и неверие – следствие развития наук. Любая проблема православной апологетики и миссионерства упирается в вопрос соотношения веры и разума: имеем ли мы право вторгаться силами нашего разума в вопросы религии – рассуждать о Боге, о чуде, о таинствах. и т.д.? Можем ли мы судить разумно или должны оставаться только на позиции веры?”

Виктор Петрович Лега – Кандидат богословия, заведующий кафедрой философии и кафедрой основного богословия и апологетики Свято-Тихоновского Православного университета.

" О цели христианской жизни ". прп. Серафим Саровский.

 

 


Назад к списку