Осень фестивалей прошлась по Кубани оставив след и в Пластуновской 01 Ноябрь 2011
Нынешняя осень на Кубани оказалась урожайной не только на главную ее культуру – хлеб, но и на всевозможные фестивали. Они прошли в Краснодаре и во многих районных центрах. Три из них состоялись практически одновременно. Главным культурным событием этого года без преувеличения можно назвать 200-летний юбилей Кубанского казачьего хора. И не только из-за солидной круглой даты, но и потому, что на базе хора идут мероприятия, не позволяющие угаснуть национальной культуре. Руководитель хора Виктор Гаврилович Захарченко – прекрасный композитор и собиратель песенного фольклора – поддерживает все виды искусства, сохраняющие верность отечественным традициям и высоким духовным ценностям. На базе хора Виктор Гаврилович создал Центр народной культуры Кубани со школой для талантливых детей. В залах и фойе здания, принадлежащего хору, проходят выставки художников, смотры фольклорных коллективов, встречи с писателями и поэтами, научные конференции.
Торжества, связанные с 200-летним юбилеем хора, завершились концертом по случаю открытия тринадцатого Кубанского фестиваля православных фильмов «Вечевой колокол». Этот концерт был не самым грандиозным из состоявшихся на разных площадках, один из которых собрал три с половиной тысячи участников и десятки тысяч зрителей. Но концерт в день открытия фестиваля «Вечевой колокол» имеет особый символический смысл. Он показал, что разные музы служат одному великому делу – продолжению и преумножению лучших традиций русской культуры и воспитанию народа на проверенных веками идеалах и принципах. Участники фестиваля, впервые услышавшие казачьи песни, были поражены их красотой и силой. А видя зажигательные танцы, трудно было удержаться от того, чтобы самому не пуститься в пляс. Я помню, как несколько лет назад в Петербурге во время концерта Кубанского казачьего хора зрители вскакивали со своих мест, подпевали и плясали в проходах. Виктор Гаврилович, тронутый такой реакцией, сказал, что не ожидал ничего подобного от петербуржцев: «Вас, конечно, через день-другой захлестнет обычная суета жизни, но очень хорошо, что души ваши встрепенулись. Вы все же будете помнить о том, что есть другая жизнь и настоящее русское искусство».
Идея фестиваля православных фильмов родилась в киноклубе, которым руководил Юрий Алексеевич Торгашев. Виктор Гаврилович Захарченко поддержал эту идею. Первые годы он взял на себя все расходы по его проведению. Впоследствии помощь стали оказывать городское управление культуры, краевые и городские власти. И наконец в этом году и руководство края выделило средства, позволившие пригласить многих режиссеров и сценаристов не только из столиц, но и из Сибири, Украины, Белоруссии и Сербии. Приехали президенты нескольких фестивалей: Николай Бурляев – «Золотого витязя», Евгений Никифоров – «Радонежа», протоиерей Александр Акулов – «Покрова», монахиня София (Ищенко) – «Встречи». Были также представлены фестивали «Русское зарубежье», военный, спортивный, экологический и объединенная сербская программа.
В прошлом году было решено, что «Вечевой колокол» станет фестивалем фестивалей. Это значит, что на него привезут лучшие работы, отмеченные на всех кинофорумах православных фильмов и телепередач. Главная задача состоит в том, чтобы жители Кубани познакомились с новыми работами авторов, повествующих о самых важных проблемах: чем живет человек и как спасается в современном мире. И если телевидение и кинематограф служат индустрии развлечений и отвлечений от главных вопросов и целей, стоящих перед каждым человеком, то фильмы православных фестивалей, даже если они впрямую не говорят о Боге и Церкви, ориентируют человека на восприятие жизни с христианских позиций. Именно поэтому Виктор Гаврилович Захарченко стал «крестным отцом» этого фестиваля и бессменным его президентом. Председатель жюри протоиерей Димитрий Мерцев, помимо режиссеров, сценаристов и киноведов, пригласил к себе в помощники нескольких священников Екатеринодарской епархии. Участие образованных священнослужителей с хорошим вкусом и верным пониманием современных проблем искусства и жизни придает фестивалю особую атмосферу духовности и свободы во Христе.
Фильмы, показанные в эти четыре дня – с 16 по 20 октября, – несмотря на разный уровень профессионализма и мастерства, позволили Виктору Гавриловичу в слове на закрытии фестиваля назвать его «светлым праздником и пиром духа». Замечательно то, что в этом празднике приняло участие большое число молодежи. В залах были и студенты, и школьники, и семинаристы, и курсанты военных училищ, молодые казаки с семьями. А режиссеры и президенты фестивалей «Золотой витязь», «Радонеж», «Покров» и «Встреча» были приглашены в университет, семинарию, несколько станиц, воинские части и школы. Порадовало то, что молодые люди смотрели документальные фильмы с большим интересом и участвовали в обсуждении увиденного, демонстрируя не только хороший уровень образованности, но и подлинный патриотизм и готовность личным участием и трудами решать накопившиеся в России проблемы. Эти встречи еще раз показали, что разговоры о низком рейтинге передач на духовные темы – ложь. Другое дело – они должны быть сделаны талантливо и на высоком профессиональном уровне. Президент «Радонежа» Евгений Никифоров после беседы со студентами факультета журналистики сказал: «Два часа не отпускали. Задавали сложные вопросы и высказывали глубокие мысли. Давно я не видел таких интересных и умных молодых людей. Совершенно очевидно, что краснодарская молодежь – это не провинциалы. Во многом они столичным ребятам носы утрут».
Нам с Валентиной Матвеевой, режиссером из Петербурга, достались для показа фильмов и бесед станицы Пластуновская и Дядьковская. В Дядьковскую я ехал с особым волнением, поскольку это родина Виктора Гавриловича. В первый день фестиваля был показан о нем фильм режиссера Галины Огурной (продюсер Елена Чавчавадзе) «Портрет на фоне хора». Это замечательная история о жизни и творчестве Виктора Захарченко, рассказанная им самим. Рассказанная удивительно просто. Деревенский паренек с трехлетнего возраста мечтал о собственной гармошке и тайком на чужой пробовал подбирать мелодии. С детства он жил музыкой. В мире звуков забывалось о холоде и голоде, о сиротстве: его отец погиб в первые месяцы войны. В школе его дразнили «композитором», и он им стал. Им написано более 500 песен. С детства он запоминал песни, которые пела его мать и одностаничники. Потом он собирал и записывал песни в этнографических экспедициях в Сибири и по всей Кубани. Записал несколько тысяч и защитил на базе собранного материала докторскую диссертацию. Вот уже 35 лет он руководит Кубанским казачьим хором, с которым объездил весь мир. Где бы ни гастролировал этот замечательный хор (а он уже несколько лет считается лучшим хором России), его выступления становятся праздником русской культуры. Не только за рубежом видят, что жива Россия, жива ее могучая душа, но главное – это видят у нас на Родине, где многие за годы последнего лихолетья утратили смысл и волю к жизни. Видят, что под завалами попсы и псевдомузыки уже не тлеет, а мощным пламенем прорывается к народу его песенная стихия. Ее духоподъемная сила велика. В этом может убедиться каждый, побывав на концерте Кубанского хора.
На родине Захарченко мне хотелось побывать еще и потому, что станица Дядьковская до сих пор имеет живую связь с хором. Здесь еще поют не на сцене, а в жизни. Живы носительницы народной песни. Несколько пожилых коренных жительниц этой станицы показывают молодым певицам, как поет народ. Песни не исполняются, а проживаются. При подлинном горе и подлинной радости. Они показывают, какими жестами сопровождается пение. Для грустных песен о тяжкой бабьей доле – одни, для веселых – другие. Разные интонации, разные жесты, мимика. Одно дело – девичий хоровод, другое – свадьба. Это очень ценные консультации. Подлинность исполнения очень важна. Народные песни не терпят фальши. Здесь не уместны ужимки современных эстрадных певцов. Слава Богу, еще есть те, кто может передать эти бесценные сведения.
По дороге в Дядьковскую мы заехали в станицу Пластуновскую. Встретил нас настоятель храма Вознесения Господня протоиерей Сергий Максимец. Сначала показал свой храм – прекрасный крестово-купольный с пятью куполами, построенный архитектором И. Мальгербом. Этот архитектор – автор десятков храмов и светских зданий, украсивших кубанский край. Храм этот сохранился чудом. Его пытались взорвать. Когда от взрыва обрушился дверной проем и часть северной стены, народ, собравшийся у храма, услышал женский плач. Вбежали внутрь, но никого не обнаружили. Кто-то сказал: «Это Богородица плачет». Поразительно, но злодеи, чьими именами до сих пор пугают станичных детей, не отважились повторять попытку. Об этом храме и его деятельном энергичном настоятеле стоит рассказать особо. Но это тема другой статьи. А в рамках фестиваля его деятельность заключилась в том, что он устроил просмотр фильмов и беседу с молодежью, после чего показал поля и небольшой заводик, где трудятся подбираемые им одинокие обездоленные люди. Трапеза, которую он нам организовал, была подтверждением заслуженности славы кубанского хлебосольства. Во все время нашего общения телефон отца Сергия звонил без умолку. Его хозяйство и непростая публика, подвизающаяся на нем, не давали ему покоя. Очень хотелось продолжить общение. Отец Сергий – прекрасный рассказчик, и труды его чрезвычайно интересны, но времени на Дядьковскую оставалось все меньше и меньше.
Когда же мы все-таки добрались до Дядьковской, первое, что увидели, – это огромный дворец культуры, облицованный армянским туфом. Таких грандиозных домов культуры не в каждом городе увидишь. Его называют «наш Большой театр». И в правду, немалый. И сцена, и зал впечатляют. Главное – он не пустует. И местные дарования не дают ему пустовать, и приезжающие в Краснодар деятели культуры не обходят Дядьковскую стороной. Пока Валентина Матвеева показывала свой фильм и беседовала с народом, я в сопровождении работницы отдела культуры – симпатичной патриотки Дядьковской Светланой – прогулялся по станице до дома, в котором родился и жил Виктор Захарченко. В здании школы, где он учился, теперь находится церковь. На месте роддома, в котором он появился на свет, пустырь с трансформатором на кривом столбе. Пожилой мужчина медленно бродил по пустырю, приглядывая за тремя козами.
Родовой дом Захарченко – не та хатка, где он провел детство и юность, а мемориальный дом, выстроенный на ее месте. Ровненький, чистенький, больше, чем оригинал, с экспонатами: широкой деревянной лавкой, кроватью с подзором, баяном, гусиным пером в чернильнице-непроливайке и фотографиями молодого Виктора, его матери, отца, братьев и сестер. Одним словом – музей. И улица, на которой он стоит, носит имя Виктора Гавриловича. Раньше она носила имя цареубийцы и ненавистника казачества – Я. Свердлова. То, что станичники ее переименовали, – великое дело. Виктором Гавриловичем они гордятся. И даже бывшие одноклассники, смеявшиеся над его увлечением музыкой, при встрече говорят ему: «Спасибо тебе, Витек, что нас прославил». Славу Захарченко они воспринимают как собственную. Ну и дай им Бог здоровья. По соседству живет большой любитель голубей. Когда снимался фильм «Портрет на фоне хора», Виктор Гаврилович рассказывал о своем страстном увлечении голубями. И в этот момент с соседней голубятни в небо взмыла стая голубей. Рассказчик был счастлив: воспринял это как добрый знак.
От Светланы я узнал много интересных историй о жизни Виктора Гавриловича. В войну в их хате стояли немцы, а его матери с детьми пришлось ютиться в подвале у соседей. Но в свою хату маленький Витя захаживал. Однажды он увидел в хате баян и стал перебирать клавиши. Вошедший немец – хозяин баяна – был поражен. У мальчика получалось. А ведь ему было три с половиной года. Немец разрешил ему приходить и играть. А когда они покидали Дядьковскую – подарил баян Вите. Но его тут же отобрал местный полицай. А первую в жизни гармошку Виктор заработал – пас бычка. Когда продали его, он с матерью отправился в Кореновскую покупать гармошку. На обратном пути пришлось заночевать в поле, чтобы подмерзла грязь, а то невозможно было идти. И брели они до дому 25 верст с новой гармошкой. Трудно передать счастье, которое он испытывал. Он так страстно мечтал о гармошке. Даже Сталину написал письмо с просьбой прислать в школу какой-нибудь музыкальный инструмент…
Показывая печку, Светлана рассказала, что мать просила детей кричать в открытую топку: «Батька, вернись!» Она не могла поверить в то, что он погиб. Существует поверье: вместе с печным дымом разносятся по всему свету голоса, зовущие пропавшего любимого человека. Мать постоянно подолгу молилась. А Виктор, закончив консерваторию, однажды сказал ей: «Мама, ученые доказали, что Бога нет». На что мать испуганно ответила: «Ой, сынку, нэ кажи так. Ученые, воны таки дурни». Этот короткий монолог Виктор запомнил на всю жизнь. Постепенно, и не в последнюю очередь благодаря народным песням, душа его опытно ощутила Бога. Он стал петь в церковном хоре и все свои дела стал совершать, испрашивая на то Божие благословение. И Господь благословил его прекрасной семьей – детьми и внуками, любимым делом, к которому он относится не как к концертной деятельности, а как к делу духовной мобилизации народа. Концерты Кубанского хора реально пробуждают народный дух. Становится стыдно за то, что мы так запустили страну, за нашу апатию и бездействие. Хочется приобщиться великому делу – служению России.
Нам ли унывать, когда у нас такие песни! Даже американский президент Буш не удержался и начал плясать вместе с немецкой начальницей Ангелой Меркель во время выступления Кубанского хора на встрече глав восьми основных мировых держав. Танцоры они еще те. Не знаю, догоним ли мы их по части новейших технологий, но перепоем и перепляшем – это точно! А значит, и переживем.
назад к списку новостей