Задать вопрос
- комментарии отключены -
Ирина спрашивает:
Здравствуйте,отец Димитрий.Скажите пожалуйста,позволительно ли носить одежду,в частности футболки,с христианской символикой-с крестами,цитатами из посланий апостолов.
иеромонах Димитрий отвечает:
Для юношей, пожалуй, что да, это исповедничество среди рода прелюбодейного и грешного. "Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8, 38). Время такое что нас убивают информационно и исповедничество сейчас соответствующее. Для девушек главное правило чтобы открытыми оставались только лицо и кисти рук и обтягивающие футболки подчеркивающие грудь для женщины срамны и не уместны даже если там христианская символика. Очень бы хотелось чтобы мы носили одежду целомудренную национальную одежду пускай и несколько стилизованную под современную.
Храни вас Бог, Ирина+
Светлана спрашивает:
Здравствуйте,отец Димитрий.Крестилась я в 1991 году.Воцерковлялась очень медленно,посещать храм более-менее регулярно стала только в 2007г.,но молилась я дома и раньше.А сейчас у меня большие проблемы с молитвенным правилом: не могу сосредоточиться на словах молитвы,мысли постоянно уходят в сторону.Читала на православных сайтах разные советы по этому вопросу.Пробовала(по совету Илариона Алфеева) отводить определённое время на молитву.Помогло на один раз.И другие советы так же помогают не надолго.А ведь невнимательная молитва оскорбительна для Бога, да и для моей души пользы никакой.Поэтому я утром чаще всего включаю диск с утренним правилом и слушаю(при этом занимаюсь обычными утренними делами)или читаю одну кафизму из Псалтири(но это реже),а вечером,если молитва не идёт,то просто читаю 1-2 главы из Евангелия и всё.Я раньше работала учителем и на уроке литературы могла читать детям литературное произведение вслух, а думать совсем о другом.Причём в это время я текст не слышала, а слышала только свои мысли, но по поведению детей я видела,что я читаю текст, т. к они продолжали внимательно слушать.И вот теперь я не знаю,что мне делать.Пробовала читать покаянный канон несколько дней подряд,но быстро привыкаю к тексту и начинается то же, что и в школе.Вот такая у меня ситуация.Что мне делать--я не знаю.Какой найти выход,что предпринять?Посоветуйте,пожалуйста.
иеромонах Димитрий отвечает:
Легкий выход - дисциплинировать свой разум Иисусовой молитвой. Держать внимание на ней легко, т.к. она краткая. Также в ней есть все что нам насущно необходимо: исповедание Иисуса Христа Спасителем и действенное покаяние пред ним со смиренной мольбой о помощи. Ей можно молиться по времени. Для этого советую почитать замечательные труды по незаблудному обучению ей: "Одна ночь в пустыне Святой Горы" архим. Иерофей (Влахос), "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", "Заветы о молитвенном делании" схиигумен Герман, "Поучения о молитве Иисусовой. Преподобный Серафим Саровский Поучения о молитве Иисусовой." Преподобный Серафим Саровский, "Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского." Монах Иосиф Дионисиатис. и др. Но тут надо чтобы вас наблюдал делатель этой молитвы.
Если вам это не подходит то обратите внимание на следующее:
- помните что Бог вас видит насквозь и каждая мысль внимается Им.
- перед самым началом молитвы вспомните ваши неоплаченные долги пред Ним.
- в течение дня решительно отревайтесь от обычных грехов и не конфликтуйте иначе не сможете вечером молиться, ищите самоукорения себя во всех ваших неисправностях, доверьтесь Богу всецело. "Господи Сам во мне живи, Сам говори, Сам действуй, даруй мне молитву".
Вот совет прав Алексия Мечева:«Молитва требует покоя, а у вас его сейчас нет. Вас тащат в разные стороны. Потом устаете физически очень. При этом молитва не пойдет. Первое для нее – покой, чтобы не тащили никуда, не теребили бы. Когда так жизнь идет, то молиться нужно умом, не обращая внимания, что душа не отвечает. Вникайте в слова молитвы. Ничего, пусть умом, пусть как-нибудь, но молитесь, молитесь. Не спрашивайте с себя того, что вы сейчас не можете дать. Не приходите в отчаяние. Успокоится ваша жизнь, тогда можно будет, а теперь нет».
Помощи вам Божией +
сергий спрашивает:
здравствуйте Отец Димитрий,действительно ли Адам и Ева были первые люди на земле?Если так то откуда их сыновья Каин и Сиф взяли себе жен?И что означают слова "В то время были на земле исполины,особенно же с того времени,как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим,и они стали рождать им;это сильные,издревле славные люди(быт,6:4) спаси Вас Господи
иеромонах Димитрий отвечает:
Да, действительно ли Адам и Ева были первые люди на земле. Каин и Сиф женились на своих сестрах. Ведь они не единственные дети Адама и Евы: "Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей."(Быт.5:3,4)В те времена браки между братьями и сестрами не были запрещены. Так, Авраам был женат на своей сестре - жочери одной из жен его отца: "... да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;" (Быт.20:12) Однако то что обусловлено отсутствием неродственных пар, запрещено категорически появлением таковых со временем. Так, со времени Синайского законодательства Бог повелел истребить кровосмешение среди верных.
В книгах «Левит» (Лев.20:10-21) и «Второзаконие», установлены точные и подробные правила сексуального поведения установлен также запрет на кровосмешение подобно запретам на внебрачные, гомосексуальные, зоофильные связи, «открытие наготы» родственников, «грех Онана» (Быт.38:9)… — все они караются смертной казнью. Вот лишь отрывок: "Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он.Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут.Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они."(Лев 20:17-21)
По поводу отрывка "сыны Божии стали входить к дочерям человеческим,и они стали рождать им;это сильные,издревле славные люди(быт,6:4)" Есть две версии происходящего, одна о, о сынах Сифа (т.е. о "Сынах Божиих") и дочерях Каина. Но чисто иудейская традиция говорит, что это были ангелы (падшие), мы знаем, даже люцифер может приобретать разные виды (к примеру Ангел света). Ветхий Завет насыщен событиями когда ангелы или Сам Бог приходили в человеческом обличии и они боролись с людьми пример с Иковом, ели с людьми пример с Авраамом, общались с Лотом, то есть обладали качествами присущими людям. Так вот, относительно нашего рассуждения, иудейская традиция говорит, что это были ангелы и именно эти ангелы научили людей колдовать, делать оружие, открыли им секреты ядов и т.д. Давая тем объяснение тому как начало умножаться зло. В какую из версий вам верить это ваш выбор, мир от этого не изменится и спасение вы не потеряете. Но если начнёте учить других, что только так надо понимать и ни как иначе нельзя, так как проверить правильность ваших утверждений, как и опровергнуть однозначно не представляется возможным, вы приобретаете все шансы на то, чтобы утверждать не соответствующее действительности. Посему то что сейчас не актуально, актуальным не является, как например то, как физиологически поддерживался многосотлетний возраст первых людей.
Ирина спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, советом. С мужем мы женаты 9 лет. Но у него это 2-ой брак, 1-ый распался за 4 года до нашего с ним знакомства. Т.е. 14 лет назад, и брак был венчанным, детей нет. Из-за чего произошел развод толком не знаю, кто из них виноват тоже не мне судить. Муж хотел развенчаться еще в начале нашей с ним совместной жизни, но бывшая не захотела приезжать. Так как живет в другом городе. Поэтому венчание остается до сих пор. Пол года назад муж подал свое прошение в епархию, но снова все застопорилось. Так как бывшая опять не хочет приезжать. Более того даже письма не хочет прислать, чтобы сообщить в нем причину развода. То, что объясняет одна сторона недостаточно для полной ясности, поэтому моему мужу сказали, что его прошение рассматриваться не будет. И все доводы, что у бывшей уже давно своя семья и ребенок, и у нас своя семья и ребенок не имеют никакого веса, ровно как и то, что с момента их развода прошло уже 14 лет. Как быть? Можно ли вообще как то разрешить эту ситуацию? Или мне до конца дней своих предстоит жить вроде бы и со своим мужем, но в то же время венчанным с другой женщиной? А потом неизвестно для чего эта женщина тянет с развенчанием, живя своей жизнью уже с другим мужем. Может придерживает 1-го, так сказать про запас. Поругалась со своим 2-ым, значит можно к первому, ведь венчаны. А может насолить хочет таким образом, не берусь утверждать, поскольку не знаю этого. Будет ли для нас с мужем наша семейная жизнь считаться грехом, если церковь так и не снимет своего благословения с разрушенного брака?
иеромонах Димитрий отвечает:
Благословения и обетования Божии, церковные таинства не имеют обратной силы об этом нам говорит Священное Писание. Запрещает развод Господь наш Иисус Христос, Он объясняет разрешение развода, данное Моисеем в Синайском законодательстве, жестокосердием израильтян той эпохи – иными словами, их неспособностью подняться над своими представлениями до нормы изначального моногамного и нерасторжимого брака.Об этом мы читаем: "Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует."(Марк 10:2-12)
Поэтому по канонам Церкви никаких «развечаний» не предусматривается. Церковь может только со скорбью констатировать тот факт, что брак распался ввиду, например, неверности одного из супругов. В случае если одна из сторон не виновата, её архиерей, беря на себя ответственность, разрешает повторный церковный брак. Но Евангелием, Словом Божиим это не предусмотренно, посему лично я не сторонник вротых браков при живом венчанном супруге. В общем-то из-за греха развода и берётся весь ворох проблем детей и вероятности возврата к "бывшим" и проч. Мы не хотим учиться на чужих ошибках чтобы не под каким "соусом" не вступать в брак с венчанными прежде, после же такой ошибки нам сильно хочется найти вину в дугих, но это ошибка и тупик духовного преуспеяния.
Человек попавший в аварию с трагическим исходом будет винить себя всю жизнь за один поступок, ровно как и женщина сделавшая аборт. Есть вещи которые невозможно "отмотать назад" как небывшие. Есть ошибки за которые будем нести нелёгкую ношу всю жизнь в назидание себе и другим, дабы не были лекомысленны к Словам Бога! Ваша проблема требует личного общения со священником.
Простите что не вполне оправдал ваших ожиданий легкого решения вашей проблемы.
Содействия вам Божьего к уразумению всякой Его правды и спасению беЗсмертной души.
ирина спрашивает:
Здравствуйте,в последнее время я стала сильно болеть..все мои болезни появляются одна за другой.Очень сильная слабость. Медики это объяснить ни как не могут.Может быть это порча?Можете ли вы мне в этом помочь?
иеромонах Димитрий отвечает:
Помочь вам силен Бог через таинство елеоосвящения (соборования), по Слову Господню: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." (Иак.5:14-16) Но сперва вам же следует подготовиться к исповеди заранее выписав для памяти свои прегрешения. В жизнеописании прп Макария Великого есть ответ женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: "Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн". Так что после исповеди и Причастия вам следует по-собороваться. А Причащаться следует не чаще чем раз в день и не реже чем раз в месяц.
Укрепления вам и цельбы от Спаса нашего и истинного врача душ и телес Иисуса Христа +
Лариса спрашивает:
Здравствуйте, батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, где и когда было слово Божие о том, что всякий, пропускающий воскресную службу, подлежит вечному осуждению (Сысоев, да и др. священники РПЦ). И что это означает? Я буду гореть в вечном огне? Если я живу с Богом в душе, с Его именем встаю и ложусь, благодарю Его за все милости и испытания, стараюсь поститься , имею нравственный стержень, ориентируюсь на свою совесть, понимаю тяжесть греха гордыни и т.д. Т.е. с помощью Божией пытаюсь жить праведно. Не делаю зла и стараюсь делать добро. Но при этом редко посещаю храм (хотя все-таки исповедуюсь и посещаю). Или церковь считает, что без неё человек в любом случае пропадет. Вне церкви нет духовных и порядочных людей?
иеромонах Димитрий отвечает:
С праздником Успения Богородицы, Бог да благословит вас +
Вне Церкви есть люди внешне для внешних вполне порядочные, понятие же "духовный" человеку усвояется Богом лишь к тем кто получил Духа Святого в крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа и кто выполняет заповеди Божии непорочно. Человек ни какими усилиями не может прожить безгрешно и богоугодно и невозможно ему своей "хорошестью" достигнуть Царствия Божия. Человек нуждается в искуплении его Христом и усвоении этого искупления им лично, т.к Бог спасает человека не без человека, не против его воли. Нельзя забывать и о том, что лишь ТОЛЬКО РАДИ ХРИСТА делаемое ДОБРОЕ ДЕЛО приносит нам плоды Святого Духа И спасение. вменяются Богом в Рассмотрим Слова Божии: "потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3:23,24)"Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то НЕ БУДЕТЕ ИМЕТЬ В СЕБЕ ЖИЗНИ" (Ин. 6, 5З). Говорит Господь: "Я создам ЦЕРКОВЬ МОЮ, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Для чего Её создал? Ответ: для спасения. "Един Господь, едина вера, едино Крещение" (Еф.4:5). "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых". к Еф(4:11) Сказал апостолам: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 21-23). И еще им-же: "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лк.10:16). "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею." (Деян.20:28) О Церкви: "Я о них молю: НЕ О ВСЕМ МИРЕ МОЛЮ, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои." (Иоан.17:9) "Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а ДЛЯ ОЖИДАЮЩИХ Его во спасение." (Евр.9:28) "И КАЖДЫЙ ДЕНЬ единодушно пребывали в храме и, ПРЕЛОЛЯЯ ПО ДОМАМ ХЛЕБ, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал СПАСАЕМЫХ К ЦЕРКВИ." (Деян.2:46,47) "Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь." (Матф.18:17) " Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают." (Иоан.15:5,6)
Из этих не многих цитат видно что спасение возможно только в Церкви Христа. Христос искупил нас, за нами стоит сделать шаг навстречу Ему - усвоить искупление себе через Причастие или нет. Причастие (называется так по сути) тогда называлось преломлением хлеба (название по форме осуществления). Деяния апостольские говорят что верные христиане пребывали с апостолами, чтобы слышать их учение, чтобы приобретать от них пользу, молиться с ними и причащаться Пречистых Таин, дабы освящаться и лучше утверждаться в вере Христовой. (см. Деян. 2, 42). И чтобы это необходимое предание Господа сохранялось последующими христианами и со временем не забылось, то, что апостолы тогда делали, то и написали в 8-м и 9-м своих Правилах, повелевая со строгим испытанием и с наказанием отлучения, чтобы не остался никто без причастия Божественных Тайн, когда совершается святая Литургия. Так в 9-м правиле они говорят: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят безчинство в церкви. Объясняя это правило, Вальсамон говорит: «Определение этого правила очень суровое, ибо оно отлучает приходящих в церковь и не остающихся до конца и непричащающихся». И другие каноны подобным образом повелевают, чтобы все были готовы и достойны Причащения. Антиохийский собор, следуя святым апостолам, во-первых, подтверждает их вышеприведенное правило, а затем добавляет: «Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но по некоему уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное». То есть, все те, которые входят в церковь и слушают Священные Писания, но не молятся вместе с остальным народом или отказываются от Божественного Причащения, должны отлучаться до тех пор, пока не исповедаются и не покажут плодов покаяния, и не будут просить прощения, после чего могут быть прощены.
Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, христианин, пропустивший подряд три воскресных богослужения в храме, отлучается от единения с Церковью Христовой.
Воскресный день - день особый, праздничный. Это не просто день отдыха от добывания "хлеба насущного", от повседневного, будничного труда. Это день, посвященный Богу. "Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - ... Господу Богу твоему..." (Исх. 20, 9-10).
Как часто надо причащаться: "Не чаще чем раз в день и не реже чем раз в месяц".
Простите, но всё-же мы должны Богу и должны не мало, надо заставлять себя соответствовать Божиим желаниям, а не заставлять Его соответствовать своим.
Прошу ваших молитв о мне грешном и недостойном Бога+
Ирина спрашивает:
Отец Димитрий,как подготовить отрока восьми лет к таинству исповеди и причащению?
иеромонах Димитрий отвечает:
С праздником Успения Богородицы+
Лучше всего когда родители осмысленно сами участвуют в этих таинствах. Тогда с помощью Божией, помолясь, можно поговорить с чадом, найдя подходящий случай располагающий к тому, чтобы вы были им услышаны. Следует объяснить что все доброе достигается только через усилия и труд, именно это принимается Богом.Бог вездесущ и есть Дух, Он все проникает и все ведает, даже наши мысли и всё что недоброе мы делаем не утаено от Него.Каждый чего-то желает и Бог желает чтобы мы не согрешали и если всё-таки мы не собладали с собой мы должны покаяться на исповеди, которую принимает Бог в присутствии священника. Батюшка помолится и властью данной ему от Бога через молитву простит наши по-исповеданные прегрешения. Далее надо объяснить какие бывают грехи (учитывая детский возраст)и почему Богу они не приятны (суть сего что мы все дети Божии и боль нанесенная не справедливо друг другу воспринимается Богом на Себя ибо мы делаем больно действием или бездействием другим детям Божиим). Очистившись от грехов мы пристумаем к Причастию подготовившись молитвой и соответствующими мыслями и переживаниями. Причастие это чудо соединения нашей души с Богом. Все люди имеет схожую оболочку, но внутри имеют порой абсолюно разное СОДЕРЖАНИЕ, этот пример пожет понять следующее. Христос еще будучи на земле взял хлеб и вино и сохранив их оболочку изменил СОДЕРЖАНИЕ вещей сделав их Своим Телом и Кровью. И причащаясь мы соединяемся с Богом. Бог отныне сугубо поможет нам не повторять наших грехов только мы должны через молитву просить ЧАСТО Его о том пускай и короткими молитвами (Иисусе помоги, Иисусе помилуй меня, Господи вразуми и помоги исправиться, Слава Тебе...)
Лично я беседую с детьми на серьезные темы глубоко проясняя и очерчивая их, вызывая на глубокое осмысление каждого шага и приводя к осознанию ответственности за свои деяния. Конечно надо напомнить и о великой милости Бога к искренне кающимся и верным чадам.
В общем ребенок не должен смотреть все как на непонятную сказку для врослых дядей и тёть. Если вы думаете что чадо не поймет такого сложного объяснения, приведите его ко мне и надеюсь на помощь Божию, он поймет меня.
Желаю помощи вам от Бога +
Михаил спрашивает:
Здравствуйте.
Интересуюсь историей Церкви. Возник вопрос по преодолению последствий церковного раскола 17 века.
Соборами 17 века на всех православных, молящихся двуперстно, были положены клятвы, отменённые Поместным Собором РПЦ 1971 г. и архиерейским Собором РПЦЗ 1974 г.
Архиереями РПЦЗ в 2000 г. было принято покаянное обращение к старообрядцам http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=387 , в котором было выражено сожаление о жестоких гонениях на них, которые вдохновлялись и некоторыми архиереями тех времён. В обращении было испрошено прощение у нынешних старообрядцев за те гонения на их благочестивых предков. В РПЦЗ с момента снятия клятв на всех православных двуперстников до момента появления архиерейского обращения к старообрядцам прошло 26 лет. В РПЦ с момента снятии клятв прошёл 41 год. Мне до сих пор не встретилось НИ ОДНОЙ отрицательной оценки того обращения кем-либо из священнослужителей РПЦ, а подобного обращения от РПЦ до сих пор нет. Отсюда и возникает вопрос. Как Вы думаете, ПОЧЕМУ архиереи РПЦ до сих пор не обратились к старообрядцам подобным образом?
По-моему, логичный и конкретный вопрос.
Мои попытки отыскать ответ на него до сих пор оказались недостаточно успешными.
Если Вы посчитаете возможным ответить мне, привлекаю Ваше внимание к факту, что имею некоторый уровень знаний по истории возникновения и углубления раскола, которые мне удалось обрести после ознакомления с трудами известных, авторитетных в РПЦ церковных историков.
В данный момент мне уже известно:
1) известны основные конкретные факты возникновения и существования раскола;
2) известны цитаты св. Отцев о старообрядцах, в т.ч. преп. Серафима Саровского, свт. Димитрия Ростовского и др.;
3) известны формулировки обвинений в адрес старообрядцев;
4) известно, что чрезмерное углубление в исторические, догматические и богословские подробности произошедшего раскола мне видятся в возможном ответе уводящими от конкретики: вряд ли архиереи РПЦЗ не учли тех подробностей, обращаясь к старообрядцам;
5) известно о наличии многих старообрядческих согласий;
6) известно, что гнала старообрядцев именно гос. власть, а не церковная, но вдохновляли-то её как раз некоторые священнослужители;
7) известно, что использование в качестве аргумента об отсутствии обращения архиереев РПЦ невозможность покаяния за чужой грех не соответствует действительности: такое покаяние возможно, и тому готов привести немало авторитетных для РПЦ мнений, если пожелаете. Да и на примере покаяния за чужой грех в св. Предания, упоминаемом в тексте обращения архиереев РПЦЗ видно, что это возможно;
8) известно отношение высшего руководства РПЦ к вопросу о законности нынешних поповских старообрядческих согласий;
9) известны соборные решения РПЦ в отношении старообрядцев и высказывания высшего руководства РПЦ об отношениях с ними;
10) известно отношение старообрядцев к РПЦ;
11) известна роль патр. Никона, государя и греческих реформаторов в произошедшем расколе;
12) известно, что РПЦ и РПЦЗ в 2000 г. не имели евхаристического общения между собой.
Повторение уже известных мне вышеперечисленных фактов в Вашем возможном ответе, как мне видится, лишь отнимут Ваше время и может сделать ответ на мой вопрос неконкретным.
Простите.
Если у Вас нет ответа на мой вопрос, буду признателен, если найдёте возможность так и написать мне.
Если у Вас есть ответ на него, буду признателен, если найдёте возможность обосновать его.
Итак, вопрос очень краткий: П О Ч Е М У ?
Простите ещё раз.
Прихожанин храма РПЦ МП
Михаил.
иеромонах Димитрий отвечает:
Ваш вопрос не корректен по адресату, мне странно почему вы этого не разумеете?
Могу лишь дать свои размышления по этому поводу.
Разве помогло указанное вами покаянное обращение во взаимоотношениях со старообрядцами? Ответ: нет! Разве не было перегибов со стороны старообрядцев? Ответ: были (начиная от самосожжений, заканчивая поддержкой революционного переворота). Дружба не бывает односторонней, дружба всегда обоюдна. Христос не мог навязать себя фарисеям. И я не считаю что Церковь погрешила, отдельные люди - может быть, но не Церковь Христова. Выходить из состава Церкви и устраивать расколы - безумие. Если кто хочет в чём каяться - пускай, это их дело. О желаниях священноначалия РПЦ МП покаяться перед старообрядцами мне ничего не известно.
Екатерина спрашивает:
Здравствуйте. Недавно была в монастыре(г. Тимашевск), разговаривала с прихожанами этого храма и узнала, что на России лежит грех цареубийства и всем надо в этом греху покаяться(а почему не узнала). В Краснодаре (я там живу) на счет этого греха я спросила у настоятеля храма, на что он мне ответил, что это фантазия духовенства.Кому верить? Если это грех, то как в нем каяться? Сестра дала Ваш сайт и сказала, что Вы можете помочь. Спаси Господи.
иеромонах Димитрий отвечает:
Тема очень глубока, постараюсь кратко ответить. Вот лишь немногие речи подвижников последнего времени из которых становится ясно в чем стоит каяться. Предистория такова, Земско-Поместный собор 1613 года пред лицом гибели отечества от имени всего духовенства и Народа единым сердцем и едиными усты вынес решение принести Богу обет верности Помазанникам Божьим – Царям из Царствующего Дома Романовых до скончания веков. Обеты были торжественно повторены на 300 летие дома Романовых в 1913 г.
Из речи святителя Иоанна (Максимовича) на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года:
«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю и его законным наследникам, а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков — Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их. В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».
Иеромонах Серафим (Роуз).
Блаженный Иоанн чудотворец. М., 2003, с. 836.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и Всея России, с амвона Казанского собора 8/21 июля 1918 г., в день Казанской иконы Божией Матери:
«А вот мы, к скорби и к стыду нашему, дожили до того времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но и оправдывается как законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...».
В ответ на попытки некоторой части русской паствы оправдать себя архиепископ Аверкий (Таушев) писал:
«Слабое утешение для нас в том, что непосредственное убиение Царской Семьи совершено было не русскими руками — руками неправославных и нерусских людей. Хотя это и так, но весь русский народ повинен в этом ужасном безпримерном злодеянии, поскольку не противостал, не воспрепятствовал ему, а вел себя так, что это злодеяние явилось выражением того настроения, которое к этому времени созрело в умах и в сердцах несомненного большинства несчастных заблудившихся русских людей… Весь русский народ несет вину за этот тяжкий грех, совершившийся на русской земле».
Архиепископ Аверкий (Таушев).
Современность в свете слова Божия. Слова и речи.
Т. III, Джорданвилль, 1975, с. 298.
Епископ Нектарий (Концевич), ученик преподобного старца Нектария Оптинского, в слове, сказанном перед прославлением святых Царственных Мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, указывал:
«Смертный грех цареубийства тяготеет над всем русским народом, а следовательно, в той или иной степени над каждым из нас».
Ежегодник «Православный путь».
Джорданвилль, 1985, с. 45
Батюшка отец Серафим Саровский пространно любил объясняться хваля УСЕРДИЕ и РЕВНОСТЬ верноподданных к царю, и, желая явственнее истолковать, сколько сии две добродетели христианские угодны Господу, говаривал: «После Православия они суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия».
Диапазон же греха измены своему Царю-Богопомазаннику колебался от лености в молитвах о Царе, Помазаннике Божьем, до антимонархических помыслов и действий. Согрешали и согрешают сейчас изменой в большей или меньшей степени большая часть нашего народа продолжая признавать законность наследников богоборческой власти и отказывающихся от клятвы русского народа. Путь к истинному покаянию лежит через отказ от западных «ценностей»,отказ от духовных и материальных ценностей нового мирового порядка, приверженность православной идее Самодержавия – это путь реального покаяния в грехе цареотступничества. Святой Николай Второй своей кровью расплатился за неверный народ российский, как муж добровольно кроваво пострадал до смерти за неверность и измену жены своей. Поэтому к нему мы особо обращаем наши молитвенные взоры о заступничестве пред Богом за нас грешных.
Виктор спрашивает:
Отец Димитрий, почему на сайте вашего храма в разделе ссылки есть ссылка на псевдоцерковный сайт Москва третий Рим
иеромонах Димитрий отвечает:
Наш сайт не несет ответственности за ВСЕ другие сайты, если на указанном сайте есть не православные высказывания вы можете обсудить на том сайте, я не просматриваю там все статьи в силу отсутствия времени и сил. Сайт третий Рим представлен как "патриотический", а не как апологетический, для этого предоставлены другие сайты. Но именно на сайте третьего Рима указываются те новости которых нет на других нами приведенных: ювенальной юстиции, экуменизму, демографии, апостасийных процессов России и мира... Если вам не угоден этот сайт не проходите по ссылке. Если можете обличить в не православии какие-то статьи я всегда буду рад проанализировать ваши выводы и при большом количестве таких статей мы сможем удалить из ссылок этот сайт, пока оснований к тому мне не предоставляли. К рассуждению на этом видео диакон Георгий Максимов, кандидат богословия, преподаватель МДА, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, рассуждает о заблуждениях профессора А.И.Осипова которые не православны или псевдоправославны http://www.youtube.com/watch?v=glYBJH4uVpw&feature=share Однако профессора никто не запретил к обучению и тиражированию в СМИ. А вот комментарий преподавателя Сретенской Духовной семинарии, кандидата богословия священника Вадима Леонова по итогам богословского семинара, состоявшегося в Московской Духовной академии: http://blogs.mail.ru/mail/lev.tretyakov/F4D00C0532BF4BB.html Это вам к рассуждению о свободе высказываний.